Несмотря на большое количество доступных материалов, описывающих лучшие мировые практики в области создания коммерческих ЦОД, многие российские инвесторы делают одни и те же ошибки, способные привести к финансовым потерям, а то и краху всего бизнеса оператора коммерческого ЦОДа. На основании своего опыта общения с инвесторами и анализа рынка, «Утилекс» предлагает вашему вниманию «горячую восьмерку» распространенных просчетов, чреватых серьезными последствиями.
Сегодня рынок Xaas в России демонстрирует внушительные темпы роста. С завидной регулярностью открываются новые площадки. Операторы коммерческих ЦОД публикуют победоносные реляции о финансовых показателях и планах на будущее. Складывается ощущение, что рынок коммерческих ЦОД (далее - КЦОД) – новый «клондайк», на котором для каждого найдется свое «золотое дно».
Так ли это на деле? В реальной жизни встречаются вполне объективные подводные камни. Срок окупаемости инвестиций на данном рынке – не меньше 5 лет. В США многие коммерческие ЦОДы имеют налоговые льготы (и финансирование АНБ), в нашей стране это пока только на стадии обсуждения. И так далее – перечислять можно долго.
Тем не менее, при правильном подходе, российский рынок XaaS, несомненно, привлекателен для инвестиций - он действительно растет сейчас «как на дрожжах». А закон о хранении персональных данных на территории России, который вот-вот вступит в силу, выступает дополнительным стимулом для вложений в отечественные площадки.
Сегодня в открытом доступе всякий интересующийся может найти огромное количество материалов, описывающих правильный процесс принятия инвестиционного решения о создании КЦОД и этапах его строительства – от аналитических материалов в СМИ до подробных пошаговых методичек. Однако практика показывает, что многие «потенциальные инвесторы» не слишком-то интересуются мировыми best-practice в этой области и в итоге совершают достаточно стандартные просчеты, способные привести к полному краху этого благого начинания.
Итак, «топ-8» распространённых ошибок при создании коммерческого ЦОД:
Ошибка №1: «Будут ЦОД – будут и клиенты»
Многие компании на этапе принятия решения об инвестиции в ЦОД не имеют никакого понимания о том, какие услуги они, собственно, будут оказывать. Кому? Каково число их клиентов? Какие у них потребности? Сколько они готовы платить? Не имея ответов на эти вопросы, вкладывать деньги в проект, мягко говоря, неразумно. Наглядный пример такого подхода – пустующие коммерческие площадки в регионах.
Ошибка №2: «Свободная площадка и мощности – повод для создания КЦОД»
Нередко встречающаяся разновидность первого заблуждения, в результате которого ЦОДы проектируются и реализуются в отдалённых местах, не имеющих рынка сбыта.
Ошибка №3: «Расчет доходов на базе цены за аренду 1U»
Порой бизнес-план не сходится, если его считать, отталкиваясь от стоимости 1 стойки 48U в месяц 5 кВт – 50 000 рублей. Гораздо заманчивее просчитать его, исходя из стоимости аренды 1U по 1 700 рублей в месяц? Еще бы! В итоге получаем виртуальные 81 600 рублей со стойки в месяц, планы на сногсшибательные барыши и… финансовые убытки. Рассчитывать, что все свои мощности вы сдадите по максимально выгодной для себя цене – самообман.
Ошибка №4: «Отличный цех, ему всего-то 40 лет!»
Тот факт, что в этом помещении с 1962 года успешно работали металлообрабатывающие станки, никак не гарантирует того, что в нём может размещаться оборудование ЦОД. Вероятнее всего реальные расчеты покажут, что быстрее и эффективнее это здание снести и построить новое (например, быстровозводимое). Однако многие инвесторы упорно идут на долгие и дорогостоящие обследования зданий, проектирование капитального строительства по усилению конструкций и кровли, само капитальное строительство и, в итоге приходят… к возведению быстровозводимых герметичных модулей внутри.
Ошибка №5: «PUE - это главное»
Вы заметили? Маленькими показателями PUE сегодня принято хвалиться так же, как в начале 2000-х – маленькими сотовыми телефонами. И мало кто задумывается – а окупятся ли капитальные затраты на внедрение энергоэффективных технологий с учётом относительно невысокой стоимости электричества в РФ? Кстати, клиентам коммерческих ЦОД показатель PUE вообще не важен. Их интересует готовность ЦОД, а не то, во сколько Вам обходится обеспечение этой готовности.
Ошибка №6: «А стоимость строительства ЦОД у нас оценит… Вася!»
Ситуация, когда за оценку затрат на построение коммерческого ЦОД в компании отвечает сисадмин, снабженец, а то и офис-менеджер, может показаться абсурдной (никто же не будет начинать кардиохирургическую операцию на основании рекомендаций ветеринарного врача), но она вполне реальна. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения на профильных форумах: «помогите найти проект на ЦОД на 200 стоек…», «мне поручили просчитать, дайте совет…», а также наш личный опыт общения.
Ошибка №7: «У нас 1МВт на ИТ-нагрузку, пусть будет красиво – 200 стоек по 5кВт»
Это еще одно следствие непонимания круга клиентов и их потребностей, описанного в первом пункте. Не секрет, что энергопотребление разного оборудования различается и достаточно сильно. В результате такого подхода часть стоек будут простаивать недозагруженными (так как построена инженерная инфраструктура именно под потребление 5 кВт), часть полупустыми, поскольку пара блейд-серверов займут всю мощность. Да, сдать все U по 1700 рублей вряд ли получится.
Ошибка №8: «Первым делом нарисуйте нам проект ЦОД, потом определимся»
Честный и компетентный подрядчик никогда не приступит к проектированию, если вы не до конца понимаете, зачем и для кого строите ЦОД. Это хороший тест на честность: если исполнитель сразу предлагает вам заключить договор на проектирование – вас обманывают. Как они смогут сделать то, что вам нужно, если вы сами пока не определились? Предлагают сделать бесплатно? Вас обманывают дважды! Эти затраты они наверняка отнесут на стоимость заложенного оборудования, которое будет выгодно им, а не вам.
Данный список можно расширять, но большинство ошибок так или иначе будут следствием отсутствия концепции проекта коммерческого ЦОД на изначальной стадии. Предлагаем всем, рассматривающим данную отрасль как объект инвестирования, учитывать мировой опыт, и помнить: «Компании, не имеющие стратегии, – это лишь набор активов, обремененных обязательствами» (А. Идрисов).
Желаем удачных проектов!